ЧМ-2002 как повод заработать много денег
Чемпионат мира по футболу в Южной Корее и Японии обещает стать самым дорогим спортивным состязанием всех времен. Большинство средств ушло на строительство «экстравагантных» стадионов: на подобное строительство Япония истратила более 3 млрд фунтов стерлингов, еще 2 млрд потратила Южная Корея. Для сравнения: четыре года назад Франция выделила на эти нужды менее 1 миллиарда.
В то же время японские бизнесмены надеются на массовые инвестиции в результате «бума Чемпионата мира» и, соответственно, рост потребительских расходов, которые помогут вывести страну из почти 10-летнего экономического спада.
Интернет-кафе Хидэтоси НакатыВозьмем, например, открытый накануне ЧМ сайт звезды японского футбола Хидэтоси Накаты nakata.net, который представляет собой комбинацию спортивного бара (реально существующего заведения) и интернет-кафе. В основе этого сайта положена идея создания виртуального места, где футбольные фанаты могли бы собраться в прямом и переносном смысле и обсудить все интересующие их события футбольной жизни.
Финансовую поддержку этому проекту оказывают сразу несколько крупных японских компаний, включая гиганта японского рынка недвижимости Mitsubishi Estate Co. (помещение для «реального» кафе), оператора мобильной связи J-Phone Co. и его «материнской» компании Japan Telecom Co. (услуги мобильной связи и интернет). Компания Pioneer Corp. обеспечила кафе плазменными дисплеями для трансляции матчей Чемпионата, а Nike Japan Corp. - униформой для обслуживающего персонала.
Почему выгодно быть спонсором В соответствии с аналитическим обзором, опубликованном институтом Дай-ити Лайф Ресёрч, прибыль от ЧМ-2002 должна составить, по меньшей мере, 370 млрд. йен (2.8 млрд. долларов), включая прибыль от продажи продуктов питания, напитков и бытовой электроники. По прогнозам того же института, «бум Чемпионата мира» положительно повлияет на рост национального внутреннего продукта (предположительно - на 0.3% за апрель-июнь 2002 г.).
Эти цифры наглядно объясняют, почему в обмен на право размещать эмблему ЧМ-2002 на своих товарах компании с такой готовностью тратят огромные суммы на спонсорскую помощь. Одна из таких фирм - производитель игрового программного обеспечения Electronic Arts Square (EA) KK, 2 мая запустивший в продажу новую игру под названием «ЧМ-2002 ФИФА в Корее и Японии». Компания планирует реализовать по всему миру 500 тыс. дисков с новой игрой. Для сравнения - во время предыдущего ЧМ, который проходил во Франции в 1998 г., было продано в общей сложности 2.7 млн. дисков с играми на футбольную тему. В планах ЕА - повлиять на увеличение доли спортивных компьютерных игр на японском рынке, которая на данный момент составляет всего 10%, тогда как доля таких игр на американском рынке - не менее одной трети.
В ноябре прошлого года компания Sony Music Entertainment Inc. (SME) заключила лицензионное соглашение с ФИФА на право эксклюзивного владения официальной музыкой Чемпионата. SME уже выпустила три CD, имеющих непосредственное отношение к ЧМ. Среди этих дисков - версия гимна ЧМ в исполнении «Voices of Korea/Japan» (совместная работа двух популярных исполнителей из Южной Кореи и Японии, уже продано около 300 тыс. экз.), официальная песня ЧМ «Boom» и альбом «Fever Pitch», в который входит композиция «Live for Love United», совместно исполненная звездами мирового футбола.
Ведущая издательская компания Японии Kodansha Ltd. получила эксклюзивные права на все публикации, связанные с ЧМ-2002: книги издательства будут распространяться в более чем 60 странах мира. Например, тираж только первого издания в Японии официального путеводителя Чемпионата, который содержит информацию обо всех 576 игроках, входящих в состав всех 32 сборных, принимающих участие в ЧМ, составляет 400 тыс. экз. Тираж второго издания составит еще 100 тыс. экз. Кроме того, существует еще и «экспортный» вариант данного путеводителя, который будет реализован в 62 странах Европы, Северной и Южной Америки через местных издателей.
Компания «Tower Records Inc.», занимающая ведущие позиции на японском рынке розничной торговли музыкальными товарами, разработала простую, и в то же время оригинальную стратегию: во время ЧМ компания заменит фирменные цвета своих пластиковых пакетов для покупок (обычно - в желто-красной гамме) на комбинацию из белого и голубого - официальных цветов японской сборной. Такая замена стала возможной благодаря соглашению с официальным спонсором ЧМ компанией «Adidas Japan KK».
Летайте самолетами JAL! Передвижение туристов и болельщиков по Японии - ещё одна немаловажная статья доходов Чемпионата. Как известно, путешествовать по Японии довольно накладно - это довольно дорогое удовольствие даже для среднего японца, не говоря уже об иностранцах. Однако по просьбе японского правительства компании, занимающиеся пассажирскими перевозками, только на время ЧМ и только для иностранных гостей объявили о скидках на путешествия по стране.
Например, авиакомпания JAL (Japan Airlines Co.) сообщила о том, что на время Чемпионата цены на билеты для иностранцев будут снижены на 50% против обычных тарифов. Этот почин поддержали и другие японские авиакомпании. Что касается железнодорожных компаний, то ими были предусмотрены специальные «полуночные» поезда, чтобы болельщики могли беспрепятственно добраться до мест своего проживания по окончании матчей.