В виртуальных автосалонах японской Quick Corp. – компании, которая занимается прямыми продажами автомобилей через интернет, - можно не только посмотреть, но и тут же оформить покупку любого понравившегося авто.
В среднем Quick продаёт от 80 до 120 новеньких автомобилей в месяц. «По ту сторону экрана» постоянно находятся всего лишь два виртуальных продавца – так называемые Web-навигаторы, на каждого из которых приходится в 5 раз больше покупателей, чем на одного продавца обычного автосалона.
Несмотря на то, что количество покупок автомобилей через интернет по сравнению с привычными способами продажи пока сравнительно невелико, этот бизнес ширится на глазах. Происходит это благодаря тому, что всё большее число потенциальных покупателей начинают разочаровываться в тактике обычных автосалонов, являющихся дилерами определённых заводов-производителей.
Дело в том, что в Японии автомобильные дилеры связаны со своими заводами-производителями куда как более капитально, чем, скажем, в США и в других индустриально развитых странах. В результате, для абсолютного большинства японских дилеров продажа новых автомобилей «чужого» завода-производителя представляется просто немыслимой. Такие эксклюзивные взаимоотношения «работали» во времена, когда торговля новыми автомобилями была прибыльной для всех без исключения дилеров, но теперь эта система начала пробуксовывать.
В 2000 финансовом году было продано 4.09 млн. новых автомобилей японского производства – на 2.7% больше, чем в 1999 финансовом году. Однако этот уровень пока не дотягивает до ежегодных 5 млн. автомобилей в период с 1995 по 1997 года. Японское общество неуклонно стареет и поэтому, по мнению специалистов, объём продаж автомобилей на внутреннем рынке никогда не сможет достичь прежнего уровня.
С осени 1999 года, когда в Японии развернули свою деятельность американские онлайновые продавцы автомобилей, такие, как, например, Autobytel.com Inc. и CarPoint, растёт число японских дилеров, сотрудничающих с этими компаниям. Autobytel Japan KK, Itochu Corp. и Recruit Co. имеют около 430 дилеров по всей Японии. Дилерская сеть компании CarPoint, которую поддерживает корпорация Microsoft и корпорация Softbank, насчитывает около 800 дилеров.
Такие компании, как Nissan Motor Co., Mazda Motor Corp. и Mitsubishi Motor Corp., не только запустили свои собственные интернет-магазины, но также и активно пользуются услугами «чужих» онлайновых продавцов. Так же поступают и многие дилеры компании Fuji Heavy Industries Ltd. – производителя автомобиля Subaru.
Компания Honda принципиально пользуется только своей собственной сетью, тогда как некоторые её дилеры, вопреки указаниям Компании, по своему усмотрению продают автомобили через «чужих». Та же картина наблюдается и в корпорации Toyota Motor: только 5 дилеров этой корпорации сотрудничают с Autobytel Japan KK и 7 – с CarPoint. С осени 1998 г. Toyota Motor внедряет свою собственную систему продаж автомобилей через интернет – Gazoo.com. На данный момент этой системой воспользовались около 830 тыс. человек по всей Японии.
Учитывая тот факт, что продукция Toyota Motor занимает 40% внутреннего рынка Японии, компании CarPoint и Quick решили объединиться. Они рассчитывают, что таким образом смогут конкурировать с крупнейшим в Японии производителем автомобилей.
Всё, что нужно человеку для покупки автомобиля через интернет – это прислать виртуальным продавцам по e-mail справку из полицейского участка о том, что у данного гражданина действительно есть место, где он будет «хранить» своё приобретение. После этого автомобиль доставляется клиенту (процедура чем-то напоминает обычную доставку пиццы).
Преимущества такого способа покупки автомобиля очевидны – покупателю не нужно торговаться, бегать по разным салонам, нервничать – цены, указанные на Web-сайте, даны уже с учётом довольно значительных скидок, которые обычно составляют не менее 100-150 тыс. йен.