Выспупление г-на Тацуо Арима, представителя Правительства Японии на "Евразийском экономическом форуме - 2000"26 апреля, Алма-АтаВаше Превосходительство, Президент Назарбаев!
Главы государств и правительств!
Профессор Шваб!
Председатель г-н Миттал, Председатель г-н Мурофуси!
Дамы и, господа!
Прежде всего, я хочу выразить глубочайшее уважение и признательность Президенту Назарбаеву и Правительству Казахстана, профессору Швабу и Мировому экономическому форуму за организацию этой важной и весьма своевременной встречи, очень к месту названной "Евразийский экономическим форумом - 2000". Не сомневаюсь, что в присутствии ряда крупных политических лидеров региона, а также компетентных представителей государственного и частного секторов из многих стран, в том числе тех, что расположены за пределами региона, данная встреча просветит нас на предмет того, что следует предпринять для обеспечения этому очень важному региону устойчивого и процветающего будущего.
После крушения Советского Союза, последовавшим вслед за окончанием "холодной войны", на этом евроазиатском пространстве появились новые государства, для которых характерны этническое и религиозное многообразие и хорошая обеспеченность природными ресурсами. Эти новые перспективы рождают серьезные экономические возможности, а также политические вызовы, имеющие серьезное глобальное значение. На этом фоне бывший премьер-министр Японии г-н Хасимото провозгласил в июле 1997 года, по его выражению, "дипломатию Шелкового пути", чтобы соответствовать новым реальностям, складывающимся в Евразии. В ее основе лежат три главных элемента: 1) продвижение политического диалога на высоком уровне в целях углубления взаимного доверия и понимания; 2) содействие в обеспечении экономического роста и разработке природных ресурсов в интересах процветания региона; 3) политическое взаимодействие для обеспечения мира и стабильности посредством содействия, например, процессам нераспространения ядерного оружия и демократизации. Эта дипломатия была отчасти сформулирована как ответ на определенные запросы со стороны новых независимых государств. Однако в фундаментальном плане она основана на стратегическом признании нами того факта, что экономическое и политическое будущее этого региона, расположенного в окружении Китая, России, Турции, Ирана и Ближнего Востока, будет оказывать влияние не только на сам регион и его соседей, но и на все международное сообщество. Мы, японцы, верим в том, что на саммите "большой семерки" в Вилльямсберге в 1983 году получило название "неделимости международной безопасности". Таким образом, для Японии помощь государственному строительству в регионе и усилиям по достижению политической стабильности, основанной на демократии, и экономического роста, базирующегося на рыночной экономике, отвечает ее национальным интересам. Этот политический курс в отношении "Евразии пользуется в Японии мощной поддержкой, ведь мы, японцы, помним, что Шелковый путь - это средство, с помощью которого нам было передано наследие великих цивилизаций Евразии, по-настоящему обогатившее наше собственное культурное наследие.
Разрешите мне сказать в дополнение еще несколько слов о каждом из трех перечисленных элементов, чтобы разъяснить смысл и суть нашей вовлеченности в эти процессы. Во-первых, о политическом диалоге. В июле 1997 года г-н Обути, перед тем как сменить г-на Хасимото на посту премьер-министра, возглавлял посетившую этот регион большую делегацию, в составе которой были крупные политические деятели и руководители большого бизнеса. Целью этой поездки было изучение возможностей для сотрудничества с новыми независимыми государствами Центральной Азии. В сентябре 1998 года г-н Обути поручил мне представлять правительство Японии на международной конференции, посвященной возрождению исторического Шелкового пути, проходившей в столице Азербайджана - Баку. Новый премьер-министр г-н Мори, посылая меня на эту конференцию, четко заявил, что он является наследником политических обязательств, взятых г-ном Обути в отношении Евразии. Г-н Обути действительно ждал дня, чтобы нанести еще один визит в Центральную Азию, на сей раз в качестве премьер-министра. Из-за его болезни этим ожиданиям не суждено сбыться. Разумеется, мы будем продолжать наши усилия, направленные на проведения политического диалога на высоком уровне. Надо добавить, что практически все главы государств и правительств Центральной Азии и Кавказа посетили Японию, а некоторые уже не один раз.
Что касается второго направления нашей дипломатии, то Япония предоставляет странам Евразии иеновые займы на компенсационной основе, безвозмездную помощь и оказывает им техническое содействие в следующих четырех приоритетных областях: 1) развитие людских ресурсов, создание институтов для демократизации и перехода к рыночно ориентированной экономике; 2) укрепление инфраструктуры экономики, особенно на транспорте и в сфере телекоммуникаций; 3) улучшение состояния здоровья и медицинского обслуживания населения, образования и других сфер социального сектора; 4) защита окружающей среды. Общий объем японской официальной помощи развитию, предоставленной в 1999 году, превысил 1,1 миллиарда долларов. Благодаря этому, Япония является главным донором для большинства стран региона. Мы считаем, что укрепление инфраструктуры экономики необходимо для развития евразийского транспортного коридора между Азией и Европой. Например, Япония выделила неновый заем на финансирование проекта развития железнодорожных грузоперевозок между Казахстаном и Китаем, включающего реконструкцию пограничной станции Дружба. Япония также оказала помощь в модернизации международного аэропорта Манас в Кыргызстане.
Более тесными становятся связи Японии со странами региона на уровне частного сектора. Образованы комитеты экономического сотрудничества с большинством этих стран, в которых сопредседателями с японской стороны являются главы крупных торговых компаний. В настоящее время осуществляются проекты разработки нефтяных месторождений в Азербайджане и в северо-восточной части Каспийского моря. Ожидается, что такое сотрудничество в разработке природных ресурсов и других областях с участием японских компаний принесет в будущем значительные результаты.
Что касается третьего направления, а именно политического сотрудничества, то, начиная с 1994 года, Япония оказывает помощь в ликвидации ядерного оружия в Казахстане. При поддержке ООН республики Центральной Азии продолжают разработку договора о создании зоны, свободной от ядерного оружия. В целях ускорения данного процесса Япония в октябре 1998 года и апреле текущего года провела в Саппоро конференции с участием заинтересованных стран. Вместе с тем Япония вносит активный вклад в решение проблем, оставшихся в наследство от "холодной войны". Откликаясь на просьбу Правительства Казахстана и ООН, она организовала в сентябре прошлого года в Токио международную конференцию, чтобы облегчить страдания людей, живущих в районе бывшего ядерного полигона в Семипалатинске, в Казахстане. В 1998 году японское правительство направило в Таджикистан в качестве сотрудника Миссии наблюдателей ООН в этой стране профессора Ютака Акино. Г-н Акино, глубоко преданный этому региону и обладавший глубокими знаниями о нем, много сделал для мира в этой стране. Но, к большому сожалению, он был убит в 1998 году раскольническими группировками, выступающими против установления мира. Его смерть еще больше повысила заинтересованность Японии в достижении мира в Таджикистане. С проведением в начале этого года парламентских выборов мирный процесс в Таджикистане был завершен. Мы очень надеемся, что мир будет сохранен, и намерены поддерживать его посредством проведения семинаров по проблемам демократии и создания эффективной системы управления.
Таково содержание сотрудничества Японии с этим регионом. Необходимо отметить, что регион, если его потенциал будет должным образом реализован, в скором времени из реципиента помощи может стать регионом, вносящим вклад в мировую экономику. Задача заключается в том, чтобы создать прочные экономические системы, опирающиеся на демократию, обеспечить честную конкуренцию и справедливое распределение национального богатства. Странам региона необходимо также еще больше улучшить инвестиционный климат; чтобы обеспечить больший приток капиталовложений из-за рубежа.
Нынешний Евразийский экономический саммит в Казахстане предоставляет нам уникальную возможность открыто и откровенно обменяться мнениями и видением перспектив с самых разных точек зрения. Благодаря этим дискуссиям участники форума из стран, не относящихся к данному региону, смогут углубить свое понимание экономических и политических потребностей Евразии. В то же время участники, представляющие этот регион, больше узнают о ставящих перед нами сложные задачи реальностях мировой экономики, неотъемлемой частью которой являются их страны.