Реформа центральных правительственных органов Японии (Заявление Премьер-министра Ёсиро МОРИ 6 января 2001 годя ) Сегодня, в первые дни XXI века, берет старт реформа, имеющая историческое значение, - реформа центральных правительственных органов.
Прошло больше полувека со времени окончания второй мировой войны. Социально-экономическая система, которая обеспечивала развитие Японии в XX веке, переживает серьезные трудности Она не в состоянии адекватно реагировать на происходящие внутри страны и за ее пределами изменения - глобализацию экономики, революцию в сфере информационных технологий, приобретающую глобальные масштабы, а также снижение рождаемости и старение общества. Сегодня мы нуждаемся в фундаментальных преобразованиях. После "реставрации Мэйдзи" и послевоенных преобразований радикальные реформы предстоит провести у нас в стране в третий раз.
Исходя из этого, я как лицо, на которое возложена ответственность за управление государством на рубеже двух столетий, приступил к структурному реформированию всей социально-экономической системы страны под лозунгом "Возрождение Японии". Реформа центральных правительственных органов направлена на "обновление правительства". Инициативу при этом берет на себя сама государственная власть, которая занимается собственным реформированием. Для того чтобы государство могло исполнять отведенную ему роль, в ходе реформы государственной власти будет также возвращена способность к выработке комплексных подходов и мобильность, в том значении, как эти качества понимает народ.
Чтобы наполнить нынешнюю реформу по-настоящему глубоким содержанием, необходимо вдохнуть жизнь в новую структуру государственного управления, которая состоит из канцелярии Кабинета Министров и двенадцати министерств и ведомств, руководствуясь при этом главным принципом проводимой реформы - "администрация - во имя народа". Я намерен мобилизовать интеллектуальный потенциал, имеющийся как внутри самих административных органов, так и в структурах; не входящих в их состав. Для этого привлекаются силы Консультативного совета по экономической и финансовой политике, Объединенного научно-технического совета, а также персонал из частного сектора. Будут также в полной мере задействованы функции вновь образованной канцелярии Кабинета Министров. Как глава Кабинета Министров я буду проводить твердую руководящую линию в том, что касается существа государственного управления.
Вместе с тем, пользуясь возможностями, которые открывает реформа, я буду решительным образом сокращать административный аппарат и повышать эффективность его работы. Имея цель создать "правительство, которое идет вместе с народом и пользуется его доверием", я намерен способствовать расширению открытого доступа к информации, выработке системы оценки деятельности правительства и повышению транспарентности работы административных органов, чтобы давать отчет народу. Наряду с этим, для обеспечения эффективности проводимых реформ в дальнейшем я буду решительно осуществлять преобразования административной системы, в частности реформирование специальных государственных корпораций, системы государственной службы, компаний по обслуживанию общественных нужд, системы регулирования, а также децентрализацию власти.
В рамках осуществляемой ныне реформы правительственные учреждения пополнятся многими политиками, которые займут в них должности статс-секретарей (заместителей министров) и парламентских заместителей министров. Сегодня я утвердил "Положение о статусе государственного министра, статс-секретаря и парламентского заместителя министра". Те, кто получил назначение на министерские и другие ответственные посты, будут оценивать свою работу, следуя данному "Положению", и в полной мере выполнять свои обязанности в качестве "слуг всего народа". Благодаря этому будет обеспечено доверие народа к политике и административным органам
Для того чтобы XXI век стал для Японии веком нового прогресса, я полон решимости осуществлять руководство обновленным правительством и в интересах "возрождения Японии" прилагать максимальные усилия для преобразования различных социально-экономических систем - структурных реформ экономики, реформ образования, системы социального обеспечения и судебной реформы.
Я искренне надеюсь на понимание и поддержку наших усилий со стороны японского народа.
Основное содержание реформы:
1). Углубление ведущей роли Премьер-министра и Кабинета министров позволит сделать администрацию более гибкой и внимательной к голосу народа,
Для укрепления ведущей административной роли Кабинета и Премьер-министра, реформа предусматривает
- введение новых должностей в Секретариате Кабинета Министров;
- создание новой Канцелярии Кабинета Министров;
- назначение Министров по особым поручениям;
- создание Консультативных советов по важным политическим направлениям, таких как Консультативный совет по экономической и финансовой политике;
- введение новых политических назначений - статс-секретарей и парламентских заместителей министра в каждом Министерстве.
2). Реструктуризация всего правительства позволит сделать процесс принятия решений внутри правительства более действенным и эффективным.
- На текущий момент 1 Канцелярия и 22 министерства будут преобразованы в 1 Канцелярию Кабинета Министров и 12 министерств и ведомств.
- Согласование политики по вопросам, затрагивающим два или более министерства, станет эффективнее благодаря всесторонней координации со стороны Канцелярии, которая получает более высокий статус нежели другие министерства.
3) Введение новой системы НАО (Независимых административных организаций) позволит сделать выполнение политических решений более ясным и действенным.
Функции 89 правительственных организации, такие как Управление государственными музеями и научно-исследовательскими институтами, будут осуществляться НАО, которые организационно независимы от Правительства. Создание 59 НАО уже утверждено законодательно, и большинство из них начнет действовать с 1 апреля 2001 года. По системе НАО:
- их работа оценивается 3-й стороной;
- приняты основные принципы системы расчета частных компаний;
- большая часть информации - открытая;
- заработная плата каждого сотрудника отражает его деловые показатели, а также показатели каждой НАО
4). Сокращение административных работников позволит сделать Правительство более эффективным.
- Поставлена цель сократить количество государственных служащих на 25% за 10 лет,
- Количество департаментов сокращено с 128 до 96 (на 25 %), а количество отделов примерно с 1200 до 1000 (на 20%).